Гидрографы Северного флота вместе со специалистами Русского географического общества завершили третий этап комплексной экспедиции «Помни войну». Его результаты — новые координаты гибели кораблей и судов, самолетов и подводных лодок, стоявших насмерть у северных морских рубежей Советского Заполярья.
Кольский залив, выход в Баренцево море. В войну эти воды кипели от авиаударов, морских сражений, торпедных атак, взрывов глубоководных мин. Время в прямом и переносном смысле занесло следы тех страшных дней, которые были на дне. Но что-то еще можно вырвать из небытия. Один из самолетов — американский бомбардировщик «Бостон», полученный по программе Ленд-лиза пытались поднять еще в Советские времена. Его почти достали из воды, когда он развалился, совсем немного не дотянув до земли в районе поселка Мишуково.
Старший инженер-гидрограф морской инженерной компании Александр Вадалев: «Определить не сразу удалось. Сделали съемку, он разрушенный. Сразу не понятно, что это самолет было. Но вот опустили подводный дрон, засняли на видео. Убедились, что действительно самолет».
Судно тылового обеспечения «Эльбрус», ледокол вспомогательного флота «Илья Муромец» и гидрографическое судно «Ромуальд Муклевич», проведя более 4 тысяч километров подводных съемок, подтвердили нахождение в пределах немецкого минного заграждения подводной лодки типа «К». Поиски продолжаются.
Капитан гидрографического катера Саид Минабилов: «Экспедиционный состав нам рисует галсы. То есть примерно, как они хотят этот район закатать. Соответственно мы, как исполнители, грубо говоря, как водители, возим, везем, обеспечиваем непосредственно работу экспедиции».
Магнитометры, подводные дроны, водолазы. Задействованы все силы, которые сегодня есть и у военных, и у гражданских. Интерес у участников экспедиции не только исторический. Эхо войны и сегодня может прозвучать.
Старший офицер гидрографической службы Северного флота Александр Зубарев: «Мины, конечно, боеспособность они уже утратили, но надо понимать, что там взрывчатое вещество. Естественно, оно даже если и отсырело, оно не так, как изначально должно срабатывать, но неприятности принести может».
Работы ведутся на глубинах от 20 до 40 метров. По поводу всех найденных объектов будет проведена оценка возможности и целесообразности их подъема на поверхность.
Корреспондент Андрей Зайцев: «Сколько еще будет нанесено на карты мест с обозначением координат морских воинских захоронений, не знает никто. Северные моря крайне неохотно отдают то, что когда-то забрали себе. Большой удачей можно будет считать, если удастся поднять хоть что-то от экипажей самолетов, лодок, кораблей, чтобы придать земле останки героев».
Андрей Зайцев.