Сегодня в России отмечается День полярника. Это гордое звание людей абсолютно разных профессий, без которых невозможно представить ни развитие Арктики, ни ледокольный флот, ни Мурманск сегодня, носят те, кто помогал и продолжает помогать осваивать самые холодные и суровые места на планете. С одним из таких героев, чьё имя носит пролив на острове Нортбрук встретился Сергей Ширяев.
С Ростиславом Гайдовским мы встретились у места, знакового для тех, кто в водной стихии чувствует себя в своей тарелке. Дом культуры моряков. Не раз здесь встречались прославленные капитаны, старпомы, люди всех морских профессий. Здание лишь на 4 года старше Ростислава Ростиславовича, и возраст не пощадил стены. А Гайдовский, кавалер Ордена Красной Звезды, капитан ледокола «Красин» своих лет не чувствует. Хоть сейчас на мостик — и в Арктику.
Полярный исследователь, член Мурманского отделения Русского географического общества, кавалер Ордена «Красной Звезды» Ростислав Гайдовский: «На мне значит какие вопросы были. Доставка людей в Арктику. Доставка грузов, смена вахт. На мне также висела радиосвязь вся, которую я обеспечил, строительство, прежде всего надо было определить состав грунтов».
Неподготовленному трудно представить, в Баренцевом и Карском морях, пожалуй, нет ни одного места, где не побывал Ростислав Ростиславович. Родился 81 год назад в Эстонии, и уже с детства грезил о дальних походах, научился управлять парусником. После учёбы под Ленинградом приехал в Мурманск. Влюбился в Север. И ему не изменял никогда.
Полярный исследователь, член Мурманского отделения Русского географического общества, кавалер Ордена «Красной Звезды» Ростислав Гайдовский: «Был такой вот интересный момент. Высаживались мы на Колгуев. Высадились мы с главным механиком. А тут начался шторм. Катер ушёл. И мы три дня провели там на берегу».
Благодаря Ростиславу Гайдовскому и его сослуживцам арктические научные экспедиции могли работать. Они получали грузы, перемещались по недружелюбным просторам островов. Свою руку приложил моряк и к созданию знаменитого «Клуба кинопутешествий» Юрия Сенкевича.
Полярный исследователь, член Мурманского отделения Русского географического общества, кавалер Ордена «Красной Звезды» Ростислав Гайдовский: «Он приезжал тут, «Арктика» уходила на Северный Полюс. И он приезжал. У меня дома собрались все кучкой, и, естественно, провели очень хорошо вечер».
С этого знакомства началось тесное сотрудничество. Покоритель северных широт вошёл в клуб арктических путешественников Сенкевича, по его рекомендации ходил в Арктику из Петрозаводска под парусом. Работать без современного оборудования, признаётся полярник, было непросто, но интересно. Приходилось по звукам, туману, птицам определять где земля. Разгружать цистерны для солярки без подступа к берегу хитростью.
Полярный исследователь, член Мурманского отделения Русского географического общества, кавалер Ордена «Красной Звезды» Ростислав Гайдовский: «Я говорю, есть такая мысль. Вот одну цистерну мы сейчас закупорим, зажмём и кинем за борт, а ветром её принесёт. Кинули одну. Точно!».
Таких историй хватит на целую книгу, и моряк мечтает её написать. Рассказать и об этом, и о том, как на «Красине», вернувшемся после модернизации из ГДР, нашёл потайную каюту, а в ней — ценные документы о ледоколе.
Полярный исследователь, член Мурманского отделения Русского географического общества, кавалер Ордена «Красной Звезды» Ростислав Гайдовский: «Там лежали документы построечные. «Святогора» еще. И вот такой альбом. Приблизительно такой. Развёртка кают».
Бумаги отправились в музей мурманского пароходства, а капитан водил «Красин» в экспедиции для геологоразведки. В 85-м Гайдовский открыл пролив на острове Нортбрук в южной части Земли Франца-Иосифа. Географический объект сегодня носит имя полярника. Сегодня, в свой профессиональный праздник, Ростислав Ростиславович созванивается с сослуживцами, вспоминает коллег. И говорит, что ни одно южное море не тянет его так, как воды Арктики. Поэтому впереди — очередные походы.
Сергей Ширяев.