Горбуша в Мурманской области идет на нерест. Ей угрожает дермальный некроз

14 июля в 21:00

В связи с заболеваемостью красной рыбы к мониторингу ее популяции приступили специалисты сразу нескольких служб. К примеру, сегодня ихтиологи вместе с сотрудниками областного комитета по ветеринарии и Главрыбвода обследовали рыбоход Нижне-Туломской ГЭС.

Рыбоход Нижне-Туломской ГЭС построен вместе с гидроэлектростанцией в 1937 году. Его длина — 513 метров. Для красной рыбы, которая возвращается из моря в родные реки, чтобы оставить потомство, это настоящая дорога жизни. За лето ее проходят тысячи особей. Семга — каждый год, горбуша — раз в два года.

Корреспондент Яков Осетров: «Ежедневно на Туломском рыбоходе пропускают до нескольких сотен рыб, и 90% из них в настоящее время — горбуша. Это далеко не случайно. Специалисты отмечают, что заход горбуши в этом году — рекордный».

Тоже самое отмечают в соседней Норвегии, где хищную горбушу обвиняют в том, что она может уничтожить кладки семужьей икры, и главное — умирая, самки отравляют реки, а вылавливать горбушу там то ли не могут, то ли не хотят.

Начальник отдела рыбоводства и рыбохозяйственной мелиорации Мурманского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Марина Семенихина: «Горбуша — у нее немножко другой жизненный цикл. Ее задача — как можно быстрей отнереститься и, вы все знаете, что она погибает после нереста, поэтому у нее ускоренный ход. Она более активно идет на нерестилища».

Встречается на рыбоходе и морская форель, сбежавшая из садковых хозяйств. Поэтому в эпидемиологически опасные периоды важно усиливать контроль на предприятиях аквакультуры.

Председатель комитета по ветеринарии Мурманской области Алексей Касаткин: «Состояние клиническое рыбы в рыбоводных хозяйствах удовлетворительное, заболеваний не встречается».

Главная опасность тесного соседства рыб — и в садках, и в реке — в перекрестном инфицировании тем же дермальным некрозом. По сути, это язвы, через которые проникают грибки и бактерии и убивают носителя. Очередная проверка также выявила больную рыбу.

Председатель комитета по ветеринарии Мурманской области Алексей Касаткин: «Несколько экземпляров с первичными признаками дермального некроза — это покраснение брюшка и концентрические круги на голове. Это не значит, что рыба обязательно погибнет. Она может нормально отнереститься».

Шанс продлить жизнь имеет каждая особь. Тем более, когда есть такой сильный стимул, как инстинкт продолжения рода. Есть шансы и на победу над некрозом.


Председатель комитета по ветеринарии Мурманской области Алексей Касаткин: «В будущем появится коллективный иммунитет, и рыба болеть не будет». 
Корреспондент Яков Осетров: «То есть все как у людей?»
Председатель комитета по ветеринарии Мурманской области Алексей Касаткин: «Все как у людей, конечно».

В пользу данной теории говорит тот факт, что вспышки некроза уже были примерно 40 лет назад, но затем о них просто забыли. Не исключено, что так будет и в этот раз. Ну а пока ученые берут пробы и продолжают исследования.

Яков Осетров.

Свежие новости