Заглянем в гости в чум к северным соседям на Ямале

20 декабря в 09:57

Новый год на Севере. У горожан свои обычаи, у оленеводов, которые встретят праздник в тундре, — свои. Быт и традиции кочующего заполярного народа не менее интересны. Заглянем в гости в чум к северным соседям на Ямале и узнаем, будет ли там новогодняя елка и подарки.

В стойбище нас встречают вот такие «пингвины». Маленькие Валера и Игорь в национальной одежде — малице. Такая шуба из оленьих шкур защищает даже в 60-градусный мороз. Двигаться в ней, кажется, крайне неудобно. Если взрослые приноровились, малыши пока шагают неуклюже. Женщины рассказывают, верхняя одежда кочевника — это целая философия, а иногда и дом в прямом смысле. Застала, скажем, непогода в тундре оленеводов, нет возможности поставить чум, а малице или ягушке из оленьих шкурах можно смело зарыться в снег и заночевать.

Корреспондент Лала Гасанова: «Вот и он, ненецкий чум. Зайдя внутрь, ожидаешь увидеть традиционные атрибуты. А вот и те самые атрибуты — стол и печь, но это все устаревшие стереотипы. Сегодня в чумах можно встретить и телевизор. А вот, собственно, и пульт».

Блиц: «Какой любимый канал?».
«Муз-тв».
«Музыку слушаете в чуме?».
«Музыку, кино».

Почти все, как в городе. Пришел после тяжелой работы в чум, попил чай, посмотрел новости, вот только вместо теплых тапочек на ногах остаются кисы или переобуваются в домашние сапоги. Вместо домашних кошек под боком собаки. Главное, чтобы к приходу мужчин очаг дышал теплом. За это ответственна женщина.

Блиц: «А вот скажите, вы пока мужа ждете, что делаете?».
«Шью».
«Вот это вот каждый день у вас одно и то же?».
«Нет».
«А что еще делаете?».
«Можем и чай варить».

Горячему душу — более скромная альтернатива. Сами тундровики условия спартанскими не считают. Для них такая жизнь самая комфортная. Елена Тайбери уже и не помнит сколько лет ей было, когда начала каслать с мужем. 30-летняя женщина воспитывает годовалого сына и каслание ни на какой город не променяет.

Елена Тайбери: «В чуме хорошо».
Корреспондент: «А что именно вам хорошо?».
Елене Тайбери: «Каслаем — потом обратно».

В соседнем чуме живет золовка Евгения с мужем, и дети — полугодовалая Виталина и 5-летний Валера. Маленькие тундровики тоже клянчат у родителей сотовые телефоны, чтобы поиграть.

Деда Мороза здесь особо не ждут. Даже если старец сможет до них добраться, к тому времени они с семьей могут перекочевать в другое место. Да и новогодние подарки не спешат закупать, так же как и ставить и украшать елку. Однако к Новому году здесь все же готовятся.

Евгения Тайбери: «Мы заранее ничего не делаем. Мы сами приготавливаем, когда Новый год начинается. Гости приезжают и мы тоже уезжаем. Ну иногда сюда приезжают родители, родственники, знакомые».

В Новый год важно задобрить духов, чтобы зима была не очень суровой, реки давали много рыбы, а в лесах вдоволь водилось дичи. Желания ненцы загадывают, но не под бой курантов, а завязывают ленточки на священном для них дереве — березе. В остальном все как у всех — прибраться в доме, очистить окно от снега, украсить чум, накрыть стол, на котором кроме оленины и рыбы обязательно будут и мандарины».

Лала Гасанова.

Свежие новости