Кандалакшский заповедник в отмечает 90-летний юбилей

21 февраля в 09:25

Кандалакшский заповедник в этом году отмечает юбилей. Он был создан 90 лет назад и стал первым морским заповедником в мире. Это небольшие острова в Белом и Баренцевом море. Беломорская часть – рядом, а на Баренцево море трудно добираться даже сотрудникам заповедника. Например, Айновы острова расположены на границе с Норвегией. О жизни и работе в этих местах нам рассказал бывший сотрудник заповедника Рюрик Григорьевич Чемякин. Слово — Юлии Солнцевой и Александру Ширикову.

Северный характер с уральскими корнями. Рюрик Григорьевич Чемякин приехал в Кандалакшский заповедник в 1965 году. Он был выпускником Уральского университета. Закончил факультет зоологии. В научном отделе вакансий не было — взяли в охрану.

Зоолог, фотограф Рюрик Чемякин: «Первая должность была не лесник еще даже, а наблюдатель. Это мне нравилось еще больше. Еще бы! Наблюдатель это. Я же увлекся, читая всякие книги зоологические, а наблюдатель — это моя мечта».

Сначала наблюдателем, потом лесником. На северном архипелаге в районе Кандалакши ему определили остров Анисимов, потом Ряжков. Летом – полевой сезон, когда все время проводишь на кордоне, а зима — больше в городе. Заповедник предоставлял крышу над головой, в пределах своих возможностей.

Зоолог, фотограф Рюрик Чемякин: «Тут же жить было негде, мне пришлось спать на куче сетей просто. Сейчас вспоминаю, мне был 25-й год — все было прекрасно. Все удобно, все хорошо!»

Уже через год, в 1966-м, Рюрик Чемякин отправился работать на самый дальний участок Кандалакшского заповедника – на Айновы острова. Из Кандалакши ехали на поезде до Печенги, потом на автобусе до Лиинахамари, дальше на судне или вертолете с пограничниками – острова расположены рядом с Норвегией и входят в погранзону.

Зоолог, фотограф Рюрик Чемякин: «На остров когда высаживаешься, сразу как потолок из чаек, белых, белоснежных, красивых, кричащих, я был в восторге, конечно!»

Высаживались с коробками и ящиками. Продуктов и вещей должно хватить на весь полевой сезон с мая по сентябрь. А еще нужны были стройматериалы – латать крышу и строить подсобки на кордоне. Рюрик Григорьевич взялся поднимать островное хозяйство. Коллектив заповедного участка был скромным – всего два человека. Другие специалисты и студенты-биологи на Айновых бывали, но проводили там не весь сезон. Главной коллегой по работе стала Иветта Павловна Татаринкова — орнитолог.

Зоолог, фотограф Рюрик Чемякин: «Меня прямо изумляло, как она быстро определяет птиц этих далеко в море. Вообще точечка виднеется только. А она – «гагарка». Эта пролетела быстро – «тупик пролетел».

Это видео Рюрик Григорьевич снял не в первые годы работы. Тогда просто не было такой техники. Но примерно так он и наблюдал за работой коллеги в конце 60-х. Помогал вести учеты, фотографировал. Так и оставшись по должности инспектором, Рюрик Чемякин заразился орнитологией. Причем, неожиданно для себя, объектом изучения выбрал отряд воробьинообразных. А ведь когда-то увлекали его хищники – волки, тигры, рыси. Остров все изменил.

Зоолог, фотограф Рюрик Чемякин: «Я думал — елки-палки — мне, пожалуй, воробьиные-то интереснее чем тигры, потому что здесь у этих, чем мельче животное, тем быстрее ритм жизни, тем больше процессов, занятий, больше данных. А за тигром что — будешь ходить, или за рысью, и видеть будешь мало и данных будет мало, а тут сплошь, сплошь!»

Ритм жизни воробьиных птиц настолько быстрый, что даже с появлением видеокамеры снимать их было сложно. В личном архиве осталось больше колониальных морских птиц. Вот они расположились на скалах, улетают только за кормом. Рюрик Григорьевич, увлекшись, мог провести в работе и 14 часов, и 16. А что же коллега, которая работала с автором этого видео бок о бок? Спутники по работе Рюрик Чемякин и Иветта Татаринкова стали и спутниками жизни друг для друга — острова, наука, семья. 

Зоолог, фотограф Рюрик Чемякин: «Сплошное счастье, романтика, восторг. Вообще хорошо. Вообще счастье все было».

В полевые сезоны, с конца весны до начала осени, они вместе работали на Айновых почти 40 лет подряд. Видели, как молодые пограничники, перевозившие их на острова, вырастают до адмиралов. Видели, как меняется окружающая природа, и даже птицы меняют адреса.

Зоолог, фотограф Рюрик Чемякин: «Изменения в общем-то происходят постоянно, вот дрозд-рябинник, например. Бывает так, что они целой компанией прилетают в какой-то район. Поселяется эта колония небольшая. Вот у нас такое было, года я не помню, годы 70-е, наверное. Прилетела группа десятка полтора рябинников, расселились по соседству друг с другом. Пожили лет 5-10 и потом колония маленькая — куда-то исчезли».

Или, к примеру, северные олуши. Когда-то эти птицы встречались не восточнее Норвегии, в том числе из-за того, что климат был другим. Рюрик Григорьевич застал появление олушей в России. И в числе других описал их в своей книге. Сначала цитирует легендарного зоолога — Брема.

Зоолог, фотограф Рюрик Чемякин: «Об этой птице он пишет «В больших собраниях ссорится с соседями и кусают их». Так написал великий Альфред Брем. Ну а дальше мои слова «Насколько я могу судить — нрав олуш за полтора ста лет не улучшился».

Снимки и личные комментарии Рюрика Чемякина. Название книги – «На семидесятой параллели». Именно там географически расположены Айновы острова. Издание вышло в 2012 году. Коллега и супруга успела застать презентацию. Сейчас Рюрик Григорьевич уже один, на острова не ездит, но держит себя в форме и физической, и профессиональной. Фотоаппарат и штатив всегда наготове. Техника подобрана тщательно — этого требуют условия съемки.

Зоолог, фотограф Рюрик Чемякин: «Снимаю в лесу, на берегу реки, но обычно ведь приходится еще подкрадываться все-таки. Меня же не терпят все эти птицы. Нужно подкрадываться, так что часто ползком. Так что я даже хожу в наколенниках резиновых специально, чтоб ползать можно было».

Сейчас конец февраля. В объективе – окраина города Кандалакша. Первые перелетные птицы появятся здесь уже через пару недель и где-то там, в Баренцевом море, другие птицы тоже начинают появляться в ожидании весны. Рюрик Григорьевич душою с ними на островах заповедника, на своей почти родной семидесятой параллели.

Свежие новости