Сложная геополитическая обстановка серьезно ударила по бизнесу. Ориентированные на Европу предприниматели-экспортеры фактически потеряли рынок сбыта. Северные ягоды, рыба, продукция из оленины — вот лишь некоторые товары, которые успешно продавались за рубеж, пока не пришло время санкций. Что думают бизнесмены и эксперты по поводу переформатирования рынка, расскажет Наталья Погадаева.
Корреспондент Наталья Погадаева: «Морошковое варенье из наших северных ягод, иван-чай с черникой, которая, как известно, отличный антиоксидант — производителям этих и других местных товаров теперь гораздо сложнее работать на экспорт. Выход на европейский рынок для многих закрыт. На какую поддержку рассчитывают бизнесмены и видят ли пути развития? Об этом прямо сейчас».
Очередная партия клюквы отправляется на очистку. Пройдя все этапы, получатся идеальные ягоды — без мелких веток, мха и листьев. Недозревшие и гнилые плоды также отбракуются. Из клюквы, морошки, черники, брусники и вороники на мурманском предприятии делают варенье, сок и даже соус. Сырье почти все местное, частично из Карелии. Свежемороженые ягоды отлично шли на продажу в Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию. За сезон — от 50 до нескольких сотен тонн. Из дикорастущих ягод иностранцы делают не только десерты, а еще косметику и биоактивные добавки. Этим летом экспорта из Заполярья, скорее всего, не будет.
Заведующий складом предприятия Евгений Козлов: «В целом цены, конечно, поднялись. Это тоже ударяет по нам. Если мы на этом сезоне не будем заготавливать ягоду, есть вероятность, что человек, который нам сдавал ягоду, те посредники, с которыми мы работаем, в этом году не будут этим заниматься. Может, и на следующий год не будут заниматься. В этом плане на какой-то длительной дистанции мы, возможно, потеряли. Не возможно, а однозначно».
Субсидии на оплату электричества и обслуживание оборудования, льготный лизинг, сниженные налоги стали бы хорошим подспорьем в непростое время, говорят бизнесмены. В Мурманской области сейчас 130 экспортеров, многие из которых работали, в том числе на Европу. 106 из них — малый и средний бизнес.
Генеральный директор Центра поддержки экспорта Мурманской области Анастасия Тютина: «У нас теперь так или иначе присутствует рынок ЕАС, далее мы также смотрим в сторону Азии и в сторону Ближнего Востока. У кого были мечты покорить Латинскую Америку, самое время это делать».
Северная торгово-промышленная палата, в свою очередь, начала бесплатно оформлять бизнесу документы о форс-мажорах. Такой сертификат может помочь его обладателю сдвинуть сроки исполнения обязательств по договору без штрафных санкций.
И.о. президента Торгово-промышленной палаты Мурманской области Андрей Ильин: «У нас уже есть порядка семи обращений наших компаний за такими документами».
Оформление сертификата стоит 13,5 тысяч рублей, еще 50%, если нужно срочно. До конца апреля «форс-мажоры» можно получить бесплатно. А вот лично прощупать новые неизведанные рынки даром не получится.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Мурманской области Максим Белов: «Два варианта есть: либо мы освобождаем их от налогов, либо дисконтируем их расходы, потраченные на поездки международные, на выстраивание связей, либо мы просто отменяем им налоги, либо замораживаем, либо государство дает деньги. Вот вам, ребята, деньги, езжайте, выстраивайте новые связи».
Между тем, мурманские производители варенья размышляют, выйдут ли снова на экспорт и ломают голову, где взять партию шестигранных стеклянных баночек. Их делают в Германии. И теперь даже тару не купить.
Наталья Погадаева.