У Мурманска есть свое, образно выражаясь, «лицо». Все то, что для каждого, кто хоть раз здесь побывал, составляет цельную картину. Порт и рыболовные суда, железнодорожный вокзал и площадь Пять Углов с «Арктикой», сталинки на проспекте Ленина, уникальный рельеф — террасы, районы, кварталы, озера. И в этом немаленьком списке — троллейбус. Самая северная действующая система в мире. Ее строительство в середине прошлого столетия было непростым, немало трудностей принес и конец XX века. Электротранспорт устоял и даже принял в свою семью бывших конкурентов — автобусы. Вот уже 60 лет предприятие работает без выходных, круглые сутки. Обо всей истории подробнее, и о главном — людях, благодаря которым город живет в постоянном движении мы расскажем в нашем репортаже.
На территории второго депо, что в Ленинском округе Мурманска, собраны все эпохи жизни «Электротранспорта»: литература, фотографии, артефакты разных десятилетий — от билетов и компостеров, до рабочей формы и документов. Экскурсию для нас проводит главный рулевой городского транспорта — директор предприятия Сергей Коробков. Уроженец Владимирской области, в Мурманск приехал учиться. После учебы в высшей мореходке и поворотов судьбы, в 1976 году устроился на работу в троллейбусное управление.
Генеральный директор «Электротранспорта» Сергей Коробков: «Первый рабочий день, естественно, я пришел мастером энергохозяйства, естественно, познакомили, хотя я уже был, познакомили с коллективом. Тогда времена несколько были другие, хорошо встретили. Мастеров тогда у нас было шесть. Старший мастер, начальник энергохозяйства. Вечером обсудили, как дальше работать».
Шли годы, и Сергей Коробков был свидетелем и участником многих событий, прямо или косвенно влиявших на транспортную систему города. Начиная с 90-х, города России теряли троллейбусы, трамваи и автобусы чуть ли ни каждый год. Процесс этот, к сожалению, продолжается и поныне. Мурманску же удалось сохранить транспорт большой вместимости даже во время дефолта и всех экономических передряг.
Генеральный директор «Электротранспорта» Сергей Коробков: «Наверное, что осталось у нас в городе, — любовь мурманчан к троллейбусу. Все делают люди. И те же 90-е, очень хорошая команда подобралась, и очень хорошие были традиции. Я просто могу сказать, что у нас на предприятии, меня можно взять, пришел 45 лет назад, мальчишкой, мастером, старший мастер, начальник одной из служб, заместитель, все прочее. Все мои заместители прошли путь от слесаря до руководителя. Начальник депо пришел слесарем, отучился, руководит депо».
Сегодня на предприятии трудятся почти 1,5 тысячи северян. Во всех депо — 130 автобусов и 110 троллейбусов. Внушительные показатели для сравнительно небольшого города. А начиналось все намного скромнее. После Великой Отечественной войны Мурманск словно рождался заново и обрастал новыми территориями, бывшими поселками. Граждане Союза ехали на Север кто за чем: работа, «длинный рубль», новые возможности. Общественный транспорт, очевидно, был нужен. Началось строительство троллейбусной системы долгое и сложное — все же тот самый уникальный рельеф города доставил немало проблем, оно подошло к концу. Электролайнеры вышли на улицы 11 февраля 1962 года. Одним из первых водителей в тот день был Николай Петрович Коротков.
Николай Коротков: «Я хорошо помню. Это был воскресный день. Все мурманчане были оповещены. Очень много было на остановках людей, которые ждали наше появление на улицах города нашего Мурманска, с детьми. Особенно мне запомнился такой момент, когда мы еще до обкатки еще не пускали троллейбусы, и на кольце маршрута первого, еще тогда у нас был, очень много собиралось детишек, которым как всегда что-то новое, им первыми, что нам даже невозможно было и развернуться».
Николай Петрович вспоминал: толпу ребят, буквально накинувшихся на новинку, решили пару раз прокатить от конечной до конечной. И только после юные мурманчане дали водителям обкатать транспорт. Продолжатели дела Николая Короткова и его первых коллег по депо, сегодня, как и 60 лет назад, — звенья одной большой цепи. Порой мы, будучи пассажирами, редко задумываемся о том, что все они — это пульс на артериях города. Валерий Борисович Казарин за рулем рогатой машины с 1996 года. До этого — токарь, слесарь-сборщик. И, судя по всему, романтик — ценитель дорог. 26 лет назад решил просто попробовать себя в новой стезе. Рулить любил всегда, да и примером стал отец — профессиональный водитель.
Водитель троллейбуса Валерий Казарин: «Мне нравится, что я могу управлять такой большой и сложной машиной. Мне нравится, когда я ее завожу и слышу ее звук. Вот, например, на своей машине, там по любому шороху уже определяешь, что что-то не так. Но у нас их очень много модификаций, и нам приходится постоянно совершенствоваться. Мы делаем полезное дело — мы перевозим людей, мы город открываем, мы город закрываем. Как говорится, мы дежурные 12 месяцев в году».
Немало среди водителей и женщин. Анастасия Рылова возит пассажиров уже два года. Она — пример для многих, как любимое занятие превратить в профессию, и, следовательно, получать удовольствие от работы.
Водитель троллейбуса Анастасия Рылова: «Своеобразная история: я достаточно поздно в плане возраста сдала на права, мне очень нравится ездить. И я подумала, чем бы я могла таким заниматься, чтобы куда-то постоянно ездить на своем транспорте, на личном далеко не уедешь. Город Мурманск не такой большой. Вот меня посетила мысль, почему бы не отучиться на водителя троллейбуса».
Анастасия уверяет, хотя маршруты всегда одни и те же, скучно за рулем точно не бывает. Меняется дорожная обстановка, ломаются светофоры, на улицы выходит снегоуборочная техника. Словно капитану корабля, приходится принимать оперативные решения и лавировать. Вот уже несколько лет предприятие обросло новыми депо и автобусами. Предприятие буквально спасло этот вид транспорта в Мурманске после закрытия «Автоколонны 1118». Та погрязла в экономическом кризисе, ее сотрудники могли остаться без работы, а некоторые районы города — без нормального сообщения. Коллектив «Электротранспорта» в разы вырос. Ну а водители автобусов и троллейбусов с тех пор не ведут условную борьбу за пассажиров, а работают вместе и даже выручают друг друга — прикрывают коллег на выезде с остановок, делятся информацией о ДТП. Говоря, пусть слегка пафосно, но наступила гармония.
Искандер Хусаинов готовит к выезду на длинный 18-й маршрут свой современный автобус минского производства. 30 лет отработал в почившей автоколонне. С 2014-го трудится в «Электротранспорте». Начинал еще на ЛиАЗах, в народе известных как «луноход», забавлявших пассажиров словно стеклянным бренчанием из металлических недр.
Водитель автобуса Искандер Хусаинов: «Которые очень медленно ходили. Начинал с ЛиАЗа, на ЛАЗу работал, на «Икарусе» на «Туристе» работал. Скажем так, современный автобус пошустрее. Есть, конечно, нюансы. Справляемся — опыт».
Если водитель — это капитан пассажирского лайнера, то за порядком в салоне есть свой соглядатай — кондуктор. Именно такая пара сотрудников заслуживает признания героизма в пандемию наравне с медиками и волонтерами. Хоть пассажиры и в масках, водитель и кондуктор на передовой, через салоны общественного транспорта в день проходят сотни и тысячи мурманчан и гостей города. Не заболеть сложно, но остановить пассажирское сообщение невозможно. Работы, кстати, в салоне хватает. Обилечивание — лишь малая ее часть.
Кондуктор Владислав Дурягин: «Приемка салона общественного транспорта, проверка исправности пассажирских сидений, поручней, а также необходимо поручни протереть, пассажирские сидения».
Владислав Дурягин восемь лет трудится кондуктором. Всегда вежлив и внимателен, острый глаз наметан видеть забытые или подозрительные вещи. Молодой человек, как и его коллеги по «цеху», — оплот безопасности салона. А к безопасности на современном транспортном предприятии отношение крайне внимательное. Смена каждого водителя начинается здесь, в медпункте.
Заместитель заведующей медпункта Екатерина Капустина: «Мы проводим предрейсовые, послерейсовые, межсменные медицинские осмотры водителей по путевому листу в рейс».
Экспресс-проверка состояния здоровья: артериальное давление, температура, проверка на трезвость и ставший повсеместным в последние два года — тест пульсоксиметром. Показатели в норме — за руль. А за надежность техники отвечает большая группа специалистов. Этот цех может не просто отремонтировать пассажирскую машину, но и даже собрать ее с нуля, нужны лишь «ингредиенты» по списку.
Контролер технического состояния троллейбусов Илья Копчатов: «Готовится рама, на раму надеваются все агрегаты, в том числе обшивка салона. Троллейбус идет обыкновенными швеллерами, угольниками, и собирается в полноценный троллейбус. Один из них уже работает в первом парке — №201».
Илья Акимович Копчатов досконально знает устройство троллейбуса. Правда, здесь трудился не всегда. В 1972 году работал в локомитивном депо, платили не очень много, а семью надо было кормить — перешел в депо троллейбусное. Долгое время возил пассажиров, а после сменил профиль на ремонт. Илья Акимович — оптимист и искренне счастливый человек.
Контролер технического состояния троллейбусов Илья Копчатов: «Я просто люблю жизнь, и люблю мурманчан, люблю свою работу. Все прекрасно! Здоровья вам и любви! Все на ней держится, поверьте моему опыту, все держится на любви!».
Евгений Дмитращенко — слесарь-электрик, еще один сотрудник, который как и его коллеги, пожалуй, способен разобрать и собрать троллейбус с закрытыми глазами. Профи не просто устроился в «Электротранспорт», за собой привел и маму, и брата. Во время нашего визита специалист проводил так называемое «ТО 2». Оно требуется примерно раз в три месяца.
Слесарь-электрик Евгений Дмитращенко: «ТО 2 — более глубокий ремонт идет, здесь все агрегаты, узлы разбираются, более тщательный осмотр».
Когда и машины готовы, и экипаж на борту, троллейбусы и автобусы отправляются на маршруты. Десятка, восемнадцатый, тройка, четверка, «копейка», пятерка. Одна цифра — название маршрута каждому мурманчанину выстроит в голове путь следования. А чтобы на нем ни одна машина не опоздала, работает центральная диспетчерская.
Блиц: «Добрый день, Игорь! Скажите, какие замечания по маршруту есть, по дорогам?».
Оксана Елисеевна Тужикова — тот человек, который видит все работающие транспортные единицы. Этот кабинет — своеобразный центр управления «полетами». Здесь следят за соблюдением графика движения, в случае серьезных заторов оперативно меняют маршруты, а самое главное — помогают водителям с непредвиденными трудностями.
Центральный диспетчер Оксана Тужикова: «Вызываем ГАИ, снег на дорогах — вызываем службы, чтобы почистили участок дороги».
Оксана Елисеевна помнит, как в уже далеком прошлом с водителями была связь по рации — она же была единственным средством сбора всей информации с дорог. Теперь — минимум бумаг, цифровые звонки и компьютерная карта. Мурманский «Электротранспорт» начал внедрять умные системы одним из первых в стране. Таким мурманский «Электротранспорт» подошел к своему 60-летию. Одно депо и около десятка машин превратились в сотни единиц техники и больше тысячи сотрудников. И каждый из них вносит свой вклад в общее дело, чтобы любой северянин смог без опозданий попасть в любую точку города. В будущее транспортники смотрят с оптимизмом: обновление техники не останавливается, не за горами новые маршруты. Развитие есть, потому что мурманчанам это нужно.
Корреспондент Сергей Ширяев: «Мы покидаем салон этого троллейбуса, как и тысячи пассажиров других машин, путешествующих из пункта А в пункт Б каждое утро и вечер. А подвижной состав продолжает работу. Всегда мечтал это сделать: «Осторожно, двери закрываются. Электротранспорт города Мурманска продолжает следование по маршруту истории без конечных остановок».
Экскурсию по троллейбусному парку для вас провели Сергей Ширяев и Владислав Егоров. «Вести Мурман».